Любимица древних мастеров
Трудно докопаться до истоков берестяного промысла, с незапамятных времен применялась в быту русского народа береста. Исследователи конца XIX века отмечали: «…О времени возникновения этого промысла у старожилов-кустарей никакого воспоминания не сохранилось. Они говорят, что занимаются этим делом издревле». Дети с малолетства присматривалась к взрослым, училась у них, и так из поколения в поколение.
Внимание наших предков к бересте объясняется её замечательными природными свойствами: она мягкая и гибкая при обработке, совершенно не впитывает воду, не проводит тепло, способна обеззараживать, имеет малый вес и достаточную прочность, устойчива к гниению. Вещь, изготовленная из бересты, могла быть в употреблении десятки лет. Долговечность бересты подтверждается находками, насчитывающими более восьми сотен лет. Этот чудо-материал получил широкое использование при изготовлении обуви, детских игрушек, музыкальных инструментов, предметов для хранения и переноски различных припасов, в которых продукты подолгу не портились, употребляли при строительстве.
Историко-литературный музей имени А.Г.Кудрина-Абагинского. Республика Саха (Якутия), Олёкминский район, с. Абага, МБОУ "Абагинская СОШ им. А.Г. Кудрина-Абагинского"
Музей «Солнечная береста». Средний Урал, Свердловская область, г. Нижний Тагил
Туес или бурак используется в быту для хранения различных пищевых продуктов и жидкостей, засолки грибов. В правильно выделанном бураке горячие продукты медленнее остывали, а холодные дольше сохраняли прохладу, служили «средневековыми термосами». Масло в них не горкло, сметана долго хранилась, молоко и творог не кисли. В специальных туесах хранили соль, к которой относились особенно бережливо. Сырости она не любит - сразу намокает, а после, каменеет. Берестяной туесок обладал удивительным свойством – предохранял ее от попадания влаги. С берестяными туесами ходили в лес по ягоды, которые в них же могли хранится всю зиму в погребе.
Берестяной пестерь – отправляесь с ним в дальнюю дорогу, можно было целую неделю есть хлеб мягкий, душистый, будто только из печи.
Вытегорский объединенный музей. Вологодская область.
Лапти считались символом мастерства на Руси. Плели не только лапти, но и полусапожки, и высокие, почти по колено, сапоги. В сапогах-мокроступах ходили в лес по ягоды да по грибы. Ребятёночка, который только ходить научился, тоже в лапоточки обували.
Вытегорский объединенный музей. Вологодская область.
В Поморье бересту научились обрабатывать таким образом, что она приобретала свойства кожи, и из нее делали одежду. Сегодня в музеях Архангельской области можно увидеть сшитые из бересты пиджаки, сюртуки, штаны.
Музей сельского поселения Полноват, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Белоярский район, Тюменская область.
Районный Учинский историко-этнографический музей им. А.Н. Хомякова, п. Половинка, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Кондинский район.
На севере Сибири из березовой коры делали ночные люльки для малышей, в отличие от дневных – из дерева. В такой колыбельке малыши не мерзли и спали здоровым сном.
Музей-усадьба «Льна и бересты», г. Кострома
Птица счастья, с которой связана интересная история. В одном селении близ Архангельска, где проживала обычная крестьянская семья. Но, однажды приключилась беда – доченька младшая тяжело заболела. И, несмотря на то, что на дворе выла метель, девочке, во что бы то ни стало, захотелось увидеть птицу. Благо, отец ее оказался знатным ремесленником. Вот и смастерил он малышке птицу, сложив вместе два древесных веера.
Воротился мужичок в избушку и повесил чудо-птицу под потолком, приведя доченьку в восторг. От радости она очень быстро поправилась, а слава об этом чуде очень быстро разнеслась по округе.
Игрушки-погремушки из бересты с сухими семенами внутри (горох, яблочные косточки, и т. д.) – шаркунки мягко гремели в детских руках. Предполагается, что их происхождение - побережье Белого моря.
Дуделка из бересты очень наглядный русско-народный музыкальный инструмент.
Ульяновский культурно-досуговый центр, с. Ульяново, Калужская область.
Музей под открытым небом «Славянская деревня X века», п. Любытино, Новгородская область.
Использовалась береста в строительстве домов в целях гидроизоляции, при прокладке фундамента, покрытии крыши, в оконных проёмах, где зимой скапливалась вода. В Калужской области можно найти старинные строения, где береста использовалась в качестве гидроизоляции между фундаментом и стеной и до сих пор выполняет свою функцию.
Губернский художественный музей, г. Тобольск.
На востоке Сибири и в Якутии местные жители делали из бересты временные жилища. Летом шалаш из бересты защищал промысловика от жары.
Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, пос. Соловецкий, Приморский район, Архангельская область.
Многие аборигенные народы Сибири с древнейших времен и до современности использовали берестянки. Назывались у каждого народа они по разному: у коми – сюмод-пыж, у эвенков – дяв, у нанайцев и ульчей – оморочка, у русских в семнадцатом веке на Вычегде и Северной Двине – берестяный или берещаный каюк. Дольше всего берестянки просуществовали на реках центральной Сибири и Дальнего Востока, ещё в 60-е годы 20-го столетия их можно было там встретить.
Целебные свойства бересты
Берёза - тёплое дерево и обладает большой положительной энергетикой.
Наши далёкие предки знали, что берёза - дар Божий, ниспосланный для бережения человека от всяческих напастей, говорили, что берёза забирает боль и даёт здоровье.
На Руси знали и ценили целебные свойства бересты. Крестьяне в России носили босяки и лапти из бересты вовсе не от бедности, а чтобы быть здоровыми и предохранить суставы от ревматизма. Берестой лечили болезни суставов, нервной и мочевыводящей систем. Толчёной берестой присыпали раны, чтоб быстрее заживали и не гноились.
Знаменитый хирург Пирогов берестой лечил раны русских солдат, генерал-майор медицины Вишневский придумал замечательную мазь на основе берёзового дёгтя, получаемого из бересты, в царской армии совсем не было грибковых заболеваний, так как все – от солдат до генералов – ходили в сапогах с берестяными стельками.
Ободки и заколки, сделанные из бересты, не накапливают статическое электричество.
В берестяной посуде продукты хорошо хранятся, становятся более полезными и вкусными, хлеб долго не плесневеет.
Бетулин или березовая камфора - сильнейший природный антисептик и биостимулятор: защищает клетки печени от повреждений различными химическими веществами, предупреждает возникновение раковых клеток, подавляет возбудителя туберкулёза, помогает избежать заболевания при близком контакте с больными, облегчает течение болезний, способствует нейтрализации и выведению вредных веществ из организма, снимает проявления аллергии, такие как аллергический насморк, слёзотечение, кожные высыпания и др.
Письма, дошедшие через столетия
Не верьте про неграмотность Древней Руси, такое её привычное восприятие смогла опровергнуть всего лишь маленькая береста. Причём заслуга эта принадлежит не профессиональным историкам и археологам, а энтузиастке – работнице Новгородского мебельного комбината Нине Акуловой, которая, находясь в отпуске по беременности, решила помочь ученым в раскопках и подзаработать хоть какие-то деньги.
Участвуя в раскопках Новгородской археологической экспедиции под руководством знаменитого профессора Артемия Арциховского, в щели между бревнами она обнаружила застрявший сложенный вдвое кусочек бересты.
Решив, что это мусор, чуть не выбросила её, но из любопытства раскрыла и увидела внутри буквы. Показав находку руководству экспедиции, девушка привела в неописуемый восторг профессора Арциховского, его крики радости слышал весь участок. Едва успокоившись, он объявил: «Премия – сто рублей! Я этой находки ждал 20 лет!»
Полученную сотенную купюру Нина так никуда и не потратила, берегла всю жизнь – как память о великой находке.
Позднее, в 2009 году власти Великого Новгорода поставили на могиле Нины Акуловой памятник с изображением берестяной грамоты, которую она отыскала.
До этой находки считалось, что умение читать и писать было уделом узкой группы древней элиты и монашеской братии, потому что все дошедшие до того времени тексты представляли религиозные сочинения либо летописи, авторами которых были монахи и иногда князья. То же самое наблюдалось в большей части Европы XI-XII веков – грамотных людей можно было искать только в монастырях и среди аристократии, за исключением итальянских городов, там высокий уровень образованности населения сохранялся со времен Рима и Византии.
Видимо, после описанного выше события, произошедшего 26 июля 1951 года, на раскопках стали более внимательно относится к непривлекательным кусочкам бересты, берестяные грамоты начали находить и в других регионах. В большинстве своём они представляли частные письма, носящие деловой или бытовой характер, челобитные, записи «для себя», письма от жены к мужу, любовные послания незнатных молодых людей, большую известность получили берестяные грамоты новгородского мальчика Онфима, обнаруженные в 1956 году. Обычно берестяные грамоты долго не хранили, так как записи на них были черновыми или сугубо личными. Всё это свидетельствовало о высокой грамотности среди населения и начисто стёрло ошибочную картину тёмной и неграмотной Древней Руси.
Путь бересты продолжается
Прикоснувшись к прошлому, неравнодушные, любознательные и творческие современники не только повторяют опыт предков, но и вносят свои творческие нотки.
Верхотурова В.И., г. Саянск, Выставка живописных работ «Берестяная сказка на ладони»
Махнюк В., г. Шадринск
"Первобытное мореплавание в Белом море" Мартынов А.Я. и Шутихин А.В.
Собрано на Просторах Интернета.