Ни у кого не вызывает сомнения, что музыка способна действовать на психическое состояние человека… Эксперименты показывают, что современная музыка стилей «рок» и «диско» и классическая музыка действуют в разных направлениях, вызывают активизацию разных полушарий головного мозга.
Для классической музыки большее значение имеют частотная и амплитудная модуляция звукового сигнала, а в легкой современной преобладает ритм.
В пяти сериях экспериментов участвовали студенты-первокурсники, степень их музыкального образования во внимание не принималась. Испытуемым в течение 5—7 минут давали прослушивать музыку Моцарта и Шопена или же записи современных ансамблей.
Функциональное состояние психики до и после прослушивания музыки оценивали по нескольким параметрам. У испытуемых определяли объем кратковременной памяти на цифровой материал. Например, предлагали запомнить как можно больше двузначных цифр из называемых диктором за 10 секунд двадцати цифр. Кратковременную память на образный материал проверяли по запоминанию предъявленных на экране в течение 10 секунд 10 цветных картинок.
Определяли способность воспринимать различные цвета спектра, оттенки, сочетания цветов. Определяли, как меняется после прослушивания музыки латентный период произвольной двигательной реакции. Эту величину можно назвать еще «временем запаздывания», например, это то время, которое проходит от момента команды «поднять руку» до момента исполнения этой команды.
До прослушивания музыки и после него определяли также критическую частоту слияния мельканий — величину, которая характеризует концентрацию внимания и четкость работы зрительного анализатора. Это та частота мельканий света, при которой он кажется горящим ровно.
Кроме того, испытуемым после прослушивания музыки предлагали написать небольшой отчет. В нем были наблюдения за своими ощущениями, эмоциями, воспоминаниями и ассоциациями, которые сопровождали музыку.
Вот каковы результаты проделанного эксперимента.
После прослушивания музыки в стиле «рок» и «диско» время запаздывания двигательной реакции снижается, объем краткосрочной памяти на цифры увеличивается, а на образный материал, наоборот, уменьшается, реакция на частоту мельканий ухудшается.
После прослушивания классической музыки время запаздывания двигательной реакции изменяется незначительно, объем кратковременной памяти на цифры несколько уменьшается, а на картинки, наоборот, увеличивается. Критическая частота, при которой мелькания сливаются, увеличивается — значит, испытуемый лучше различает предметы, даже если они мелькают чаще, чем до прослушивания классической музыки.
На первый взгляд столь резкое различие в психической реакции на классическую и рок-музыку может показаться странным. Однако исследователи считают выявленные различия закономерными. Они связывают их с тем, что разная по характеру музыка воспринимается с разной степенью участия левого и правого полушарий. Классическая музыка вызывает большую активацию структур мозга в правом полушарии, ритмическая — в левом. Как известно, их функции различны.
Эти выводы подтверждаются и письменными отчетами испытуемых.
После прослушивания классической музыки они пишут, что испытывали состояние комфорта, душевного равновесия, ощущения легкости и тепла, тихой грусти, щемящей радости, чувствовали запах цветов, появлялось желание писать стихи или читать известные. В то же время появляются различные воспоминания, легче фантазировать и размышлять о смысле жизни. Это говорит о высоком уровне ассоциаций и абстрактного мышления, об обобщении понятий, что характерно именно для активации правого полушария мозга.
Ритмическая современная музыка вызывает прежде всего желание двигаться и «ни о чем не думать». У 16 процентов испытуемых эта музыка вызывала безудержное веселье и сверхвеселое настроение, но были и такие (их немало — около 20 процентов), у которых музыка в стиле «рок» и «диско» вызывала чувство раздражения и тоски, тревоги и одиночества. У некоторых появлялось ощущение холода, и ни у кого — ощущение тепла. При этом ассоциации носят «приземленный» и бытовой характер — танцплощадка, качели, бар, езда на машине. Как и следовало ожидать, при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий.
По материалам сборника "Эврика-87", Молодая гвардия